22.01.2021
Цифровая трансформация строительной отрасли

Цифровая трансформация строительной отрасли

Кризис стал новым толчком для цифровой трансформации строительной отрасли. Девелоперы начали активнее внедрять различные решения, повышающие эффективность бизнеса. Налицо процесс цифровой трансформации строительной отрасли. Хотя, конечно, многие инновационные решения в проектировании и строительстве, организации продаж и внутренних бизнес-процессов, других направлениях бизнеса застройщиков внедрялись и раньше. Однако последние пару лет девелоперы называют прорывными в плане развития клиентского сервиса, который позволяет провести сделки по покупке квартиры онлайн.

* Итак, какие технологии и сервисы в строительстве, организации продаж и других бизнес-процессов внедряют девелоперы и в будущем станут все чаще применяться застройщиками.


Строительная отрасль — одна из самых консервативных, тем не менее девелоперы активно внедряют инновации, которые позволяют интегрировать различные инструменты и технологии в бизнес-процессы и сделать их более эффективными и управляемыми. Девелоперы во многом были вынуждены начать активно внедрять новые решения в проектировании и строительстве, эксплуатации объектов, организации продаж и внутренних процессов работы, которые ускорили процесс цифровой трансформации.

Что касается самого продукта, который создают девелоперы, под влиянием цифровой трансформации он практически не изменился. Строительство жилья — достаточно консервативная отрасль, перемены в которой происходят медленно. Ничего принципиально нового за последнее время в автоматизации стройки не изобрели. И уровень цифровизации, скорее, определяется интегрированностью разных инструментов и технологий в общую производственную цепочку.

Главные изменения в сфере цифровой трансформации произошли в процессе организации продаж, в бизнес-процессах внутри компаний и во взаимодействии застройщиков с финансовыми организациями.

Клиентские сервисы

Последние 2-3 года можно назвать прорывными в плане развития клиентского сервиса. Резко возросло значение удобных цифровых сервисов как на этапе подбора и покупки недвижимости, так и для жителей уже сданных домов. Абсолютно всем пришлось осваивать новые технологии и отказаться от классической схемы «доведения клиента до офиса».

Разработка и внедрение цифровых инструментов, повышающих эффективность бизнеса, безусловно, выступила катализатором форсированной цифровизации многих бизнес-процессов. Сегодня покупатели могут совершить онлайн-сделку.

На сайтах многих жилых комплексов (ЖК) появилась возможность забронировать квартиру без участия представителя застройщика. Все общение с клиентами, которое предшествует сделке, также перевели в онлайн. Для этого застройщики проводят видеоконсультации по Zoom, Skype или WhatsАpp, виртуальные и онлайн-экскурсии по жилому комплексу, дистанционные показы квартир и т. д. Большой интерес на промосайтах жилых комплексов вызывают 3D-туры — когда пользователь может совершить виртуальную прогулку с полной свободой перемещения по пространству, а не из точки в точку (это уже старая технология).

В нынешних условиях отмечается возросший интерес клиентов к онлайн-сервисам. Во-первых, они позволяют максимально доступно презентовать проект, для этого необязательно ехать в офис продаж. Во-вторых, такие опции значительно упрощают процесс покупки. Выбрать квартиру, оформить необходимый пакет документов и совершить оплату — все это можно сделать не выходя из дома. В-третьих, для застройщика это вклад в укрепление собственной репутации. Онлайн-сделка — всегда открытый и прозрачный процесс, поэтому тех девелоперов, которые предлагают такой сервис, совершенно точно можно назвать надежными.

Цифровизация продаж — фактор, который девелопер и покупатели оценили однозначно положительно для рынка жилья. Сегодня доверие покупателей к дистанционным инструментам продаж существенно выросло. Доля сделок, заключаемых полностью (за исключением визита банковского специалиста для идентификации личности заемщика при ипотеке) онлайн, в проектах серьезных компаний уже превышает 20%.

Роботы, дроны и BIM-технологии

Локомотивом цифровизации на этапе проектирования, строительства и дальнейшей эксплуатации является внедрение технологии информационного моделирования (BIM). Принятое постановление о BIM-технологиях в строительстве определяет правило формирования и ведения информационной модели, состав сведений и перечень участников, имеющих доступ к ней.

Многие девелоперские компании внедряют различные инструменты и технологии (как собственные, так и сторонние разработки), которые дают возможность удаленного обмена проектными данными в едином информационном пространстве даже без посещения объекта строительства. Такие инструменты позволяют контролировать различные процессы на стройке в режиме онлайн — от сроков строительства, до контроля качества и обмена проектными данными с использованием BIM-технологий. Все это позволяет принимать необходимые управленческие решения в процессе строительства, увеличить эффективность работы, сократить сроки строительства и повысить качество продукта.

Впрочем, о минимальном уровне цифровизации стройки можно говорить, когда можно будет связать каждый рубль инвестиций с конкретными подрядчиком, работой, поставщиком, материалом. И одновременно привязать его к элементу BIM-модели, сократить за счет автоматизации цикл рабочего проектирования с года до нескольких месяцев. Этого можно достичь через импорт наработок и технологий из опережающих отраслей (например, машиностроения).

В целом строительная отрасль сильно отстает по производительности труда от многих других (машиностроения, банков, ретейла). И одна из главных причин этого — раздробленность производственной цепочки. На маршруте «лендлорд — девелопер — генподрядчик — подрядчики — агентства недвижимости» информация часто теряется, обратная связь хромает. Рынку сегодня нужны не новые хайповые технологии вроде дронов, роботов, блокчейна, а инструменты, консолидирующие разных участников рынка в едином информационном пространстве. А потом уже можно и полетать.

Еще одно перспективное направление — технологии лазерного сканирования и аэрофотомониторинга строительных объектов. Беспилотные летательные аппараты при помощи специального оборудования и программного обеспечения создают динамическую 3D-модель стройплощадки, которая накладывается на строительный проект, схему участка, план рельефа, что позволяет точно определять и анализировать объемы и динамику строительно-монтажных работ, планировать дальнейшую активность. Такой подход позволяет сократить штат специалистов на площадке и в несколько раз снижает сроки и стоимость работ.

Трехмерная модель в BIM отображает ход строительства объекта, отслеживает порядок и статус разных видов работ в любой момент времени, включая тип, размеры и материал конструкций. Виртуальная прогулка с мини-картой-чертежом погружает в процесс строительства, не покидая офиса. Эта система ежедневно помогает подрядчикам и инженерам строительного контроля на площадке.

Высокоточное оборудование со скоростью несколько миллионов точек в секунду считывает любые объекты — от деревьев до высотных зданий — и создает цифровую копию любого предмета. Лазерный сканер может проверить возводимое здание на предмет отклонений от проекта и неточностей при проведении конструктивных и инженерных работ. Это высокоточный и максимально эффективный способ мониторинга и контроля состояния самих домов, окружающей их среды, построек, земельных объектов. Специалисты получают точную цифровую копию всего, что находится вокруг строительной площадки и на ней самой.

Последняя миля в строительстве — приемка работ и тема с ее цифровизацией — сейчас очень популярна среди стартапов, которые предлагают и лазерное сканирование, и облет площадки дронами, и прочие инженерные радости. Фиксация отклонений от проекта позволяет вовремя внести корректировки, исправить неровности, восстановить повреждения и в результате получить совершенный проект. При этом формируется база трехмерных чертежей, моделей, фиксируются этапы, темпы и качество строительства.

realty_rbc_ru/news/5fdc50579a7947e1dba2a822