12.04.2021
Экспертное сопровождение на предпроектной и проектной стадиях

Экспертное сопровождение на предпроектной и проектной стадиях

Тема настоящей публикации: внедрение обязательного проведения экспертной оценки на стадиях инвестиционного замысла и проектирования объектов как новой и более эффективной формы управления строительством.


Принципиальное решение о внедрении экспертного сопровождения на предпроектной и проектной стадиях уже принято. Сложившаяся к настоящему времени парадигма создания проекта, когда огромные средства тратятся сначала на подготовку недоработанной проектной документации, а потом на ее исправление уже в рамках проведения экспертизы, изживает себя.

Экспертиза настоящего и будущего должна стать своего рода консультантом, который сопровождает и оптимизирует все процессы и предлагает такие технологии работы, при которых развитие объекта на каждом этапе его жизненного цикла происходит на должном уровне независимо от уровня профессионализма заказчика и проектировщика.

При этом всё взаимодействие должно осуществляться в единой информационной среде, где заказчик и проектировщик размещают задание на проектирование, разделы проектно-сметной документации, данные об объекте, а эксперты дают им оценку. Только так можно получить качественные технические решения на ранней стадии реализации объекта.

Эксперты должны проводить оценку проекта, начиная с самых первых этапов реализации проекта. Такая экспертная оценка позволяет на ранних стадиях понять, а нужен ли этот объект на данном месте и с такими параметрами, помогая избежать излишних расходов как временных, так и материальных ресурсов. Отдельно необходимо проработать экономическую модель такой оценки.

Сейчас исходные данные, определяющие целесообразность будущего проекта, не оценивают, как не оценивают задание на проектирование и обоснование принятия решений по объекту. То есть экспертизу не проводят на самой важной стадии проектных работ, по сути, исключив ее из процесса там, где работа экспертов будет наиболее эффективна.

Исправление уже сделанных ошибок, когда замечания выдаются уже по готовому проекту, требует больше времени и ресурсов и зачастую приводит к необходимости разработки специальных технических условий. Введение нулевой стадии экспертизы позволит решить все эти проблемы.

По аналогии с процедурой экспертного сопровождения при проведении повторной экспертизы оценку предпроектных и проектных решений можно выполнять в рамках отдельного договора. В части нормативного регулирования Главгосэкспертиза России предлагает ввести в Градостроительный кодекс РФ понятие задания на проектирование и установить требования к его подготовке, составу и содержанию, а также необходимые требования к подготовке технико-экономического обоснования, его составу и содержанию.

Кроме того, необходимо закрепить полномочия экспертных организаций по их оценке, сам предмет экспертной оценки, ее срок и результат. Помимо этого, следует обязать застройщиков готовить задание на проектирование и технико-экономическое обоснование и направлять их на оценку в экспертные организации.

Запрет на участие экспертов в проектировании сохраняется по-прежнему. Но эксперты должны участвовать в формировании правильного выбора, в отборе качественных решений, которые принимают заказчик и проектировщик. То есть заказчик и проектировщик сами на предпроектной стадии разрабатывают различные варианты и обоснования, а эксперты уже на стадии проектирования будут проводить оценку тех частей проекта, которые подготовлены на тот или иной момент.

Нужно понимать, что экспертное сопровождение предлагается не как отдельная побочная опция – легализация консультационных услуг, а как новая форма государственной экспертизы, итоговым результатом которой должно стать положительное или отрицательное заключение по объекту, получив которое, можно своевременно выходить на стройку. И такое заключение должно быть выдано в оптимальное для реализации проекта время, но при этом без ущерба для его качества.

Следует сделать обязательным, а не рекомендательным приказ Минстроя России от 10.06.2020 № 313/ПР, устанавливающий обязательность согласования экспертами задания на проектирование как для федеральных, так и для региональных органов власти. При этом все процедуры и порядок осуществления этой деятельности необходимо детально прописать и юридически закрепить.

ancb_ru/publication/read/10563