01.03.2021
Можно ли не платить за вывоз мусора

Можно ли не платить за вывоз мусора

Итак, если мусор по факту не вывозится, — можно ли вовсе не платить? Вопрос более чем актуальный. Классический случай — деревня, никаких контейнеров никогда не было и не появилось. Однако собственникам домов от «Мосэнергосбыта» пришли платежки, в которых требуется заплатить за вывоз мусора. Собственники возмущены – услуга не оказана, договоров на ее оказание никто не подписывал, а деньги требуют. И вот вопрос: можно ли не платить?

В официальных разъяснениях Министерства ЖКХ Московской области ответы на вопросы такого рода даны. Воспроизведем их:

Вопрос: Я не заключил договор с региональным оператором, почему я должен платить?
Ответ МинЖКХ МО: Договор на оказание услуги по сбору, транспортированию, обработке и захоронению ТКО с региональным оператором обязаны заключить все жители. Он носит характер публичной оферты. Его проект размещается на сайте компании. Заключить договор можно также в офисе регионального оператора.

В соответствии с Правилами обращения с ТКО если потребитель не направил региональному оператору заявку и документы, то договор на оказание услуг считается заключенным и вступает в силу на 16-й рабочий день после публикации на официальном сайте регионального оператора.

Вопрос: Может ли собственник отказаться от заключения договора с региональным оператором?
Ответ МинЖКХ МО: Нет, не может. Об этом говорится в №89-ФЗ и в Жилищном кодексе.

В соответствии со статьёй 24.7 Закона № 89-ФЗ все собственники ТКО обязаны заключить договор с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются отходы и находятся места их накопления.

Часть 5 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации говорит о том, что собственник жилья обязан обеспечивать обращение с ТКО путем заключения договора с региональным оператором.

Однако проблема фактического не оказания коммунальной услуги по вывозу бытовых отходов в том случае, если в населенном пункте не установлены контейнеры, тем не менее, остается. Чтобы по этому поводу не говорили власти Подмосковья.

В российских регионах, где «мусорная реформа» началась раньше, чем в Московской области, по такого рода делам уже успела сложиться определенная судебная практика. В частности, арбитражный суд Челябинской области рассмотрел спор прокуратуры и местного «мусорного» оператора. Прокуратура поддержала претензии жителей одного из населенных пунктов, которым начислялись платежи за вывоз коммунальных отхода при том, что контейнеров на улице деревни не было. «Мусорщики» с прокуратурой не согласились, и попытались оспорить представление прокурора в судебном порядке. Но неудачно.

Вывоз мусора осуществляется согласно схемам, утвержденным органами власти. Они решают, где должна находиться контейнерная площадка. Они же отвечают за то, чтобы это место соответствовало необходимым требованиям. При этом, если домовладение не охвачено «схемой» вывоза мусора, то выставление его собственнику счета на оплату услуг по вывозу мусора является незаконным. Придя к таким выводам, челябинский суд потребовал от регионального оператора отозвать часть выставленных платежей.

Что это означает с практической точки зрения? Реестр мест накопления коммунальных доходов (т.е. контейнерных площадок) содержится в утвержденной правительством Подмосковья «территориальной схеме обращения с отходами». Там содержится перечень контейнерных площадок с указанием их адресов. Если в вашем населенном пункте контейнерной площадки нет, значит, можно предположить, что ваше домовладение «территориальной схемой» не охвачено.

Впрочем, насколько такой подход найдет поддержку в судах Московской области, сказать сложно. В любом случае, получается, что оспорить начисление за мусор, который фактически не вывозится, дело не простое.

С другой стороны, подмосковные власти обещают планово вести ревизию контейнерных площадок и обустроить их в тех населенных пунктах, где их до сих пор нет.

И, все-таки, платить или не платить?

Первый вывод очевиден — система на сегодняшний день выглядит сырой и не проработанной. Каналы взаимодействия собственников объектов недвижимости и мусорного оператора фактически отсутствуют. Разъяснений получить невозможно.

Пока все это похоже на квази «налог», который замаскирован под «коммунальную услугу», от которой по факту, невозможно (или очень сложно) отказаться. При этом услуга оказывается частными компаниями, получившими статус монополиста в пределах своего «кластера».

Правила, скорее всего, со временем будут скорректированы. Может быть, какие-то платежи и оплачивать и не придется. Коммуникация, скорее всего, улучшится. Какие-то вопросы (корректировка площади, решение вопросы с незарегистрированными сооружениями) решить удастся проще, чем сегодня.

Для тех же, кто готов в судах и с привлечением жилищной инспекции — прокуратуры оспаривать начисления, можно сказать, что сырая и не проработанная правовая основа мусорной реформы в Московской области такие возможности дает.

energovopros_ru/issledovania/2334/3088/51022