11.04.2021
Независимый рейтинг строительных компаний

Независимый рейтинг строительных компаний

Коррупционные риски в системе государственных контрактов до сих пор являются одним из ожидаемых видов рисков при определении победителя конкурса. Федеральные законы 44-ФЗ и 223-ФЗ довольно четко регулируют данную сферу, однако в настоящее время остается очень много недоработок и лазеек для недобросовестных участников как со стороны заказчиков, так и со стороны исполнителей.

При той системе, которая сложилась сейчас в России, заказчику довольно сложно оценить потенциальных участников конкурса, особенно если они сталкиваются с какой-то компанией впервые. Качество в строительстве зависит от всех этапов реализации намеченного проекта, и каждый этап по-своему важен. Без качественных инженерных изысканий невозможно принять обоснованные проектные решения и выполнить поставленную задачу, и далеко не всегда прохождение экспертизы (будь то государственной, негосударственной или ведомственной) может от этого оградить.

Без профессионального подхода к строительству объекта на всех этапах его возведения, контроля качества стройматериалов, а также рассмотрения эксплуатационных характеристики всего «жизненного цикла» объекта не обойтись.

Особенностью исполнения контрактов, связанных со строительством объектов является тот факт, что заказчику работ довольно сложно, если не сказать, почти невозможно заранее оценить качество конечной работы. Весь процесс приема работ, пусть даже и на различных этапах реализации, происходит постфактум, то есть когда работы уже завершены. Поэтому, если заказчик сталкивается с недобросовестным исполнением, то начинаются бесконечные экспертизы, судебные разбирательства, переделки и доработки, а это как для заказчика, так и для исполнителя сплошные убытки, срыв сроков и потеря репутации.

Вопросы объективной оценки участников конкурсов заказчики пытаются решить по-разному. Если крупные компании еще могут себе позволить проведение процедуры предквалификационных отборов, то другие организовать эту процедуру уже не смогут. Даже если бы система предквалификации проводилась всеми в обязательном порядке, она все равно не решала бы главной проблемы – проблемы манипуляций отдельными экспертами, которые влияют на решение отбора.

Каждая крупная государственная компания разрабатывает свою методологию (при этом единых подходов составления нет), согласно которой большой вес имеет экспертное мнение, и в некоторых случаях эксперты демонстрируют поразительное «единодушие». Поэтому итог закупочной процедуры часто предопределен, ведь в строительной отрасли на долю субъективных критериев (экспертное мнение) приходится порядка 40% баллов в совокупной оценке предложений.

Итак, налицо объективный запрос на замену части субъективных критериев на объективные глобальные рейтинги с целью наиболее оптимального выбора подрядчика по соотношению «цена-ожидаемое качество». Независимая рейтинговая оценка должна с достаточной степенью объективности предварительно оценить компанию, оградить заказчика от «компаний-пустышек», «компаний-посредников» или даже от откровенных мошенников.

Оценка (рейтингование) компании должна происходить по таким характеристикам как техническая оснащенность, опыт и деловая репутация, финансово-экономическое состояние, кадровый и производственный потенциал, качество управления и другие. Назрела объективизация неценовых критериев, качества и квалификации в целях снижения коррупционных рисков, повышения эффективности расходования средств, а также исключения возможности выбора в качестве победителя «своего» участника закупки. Тем более, уже наработана мировая практика внедрения методов рейтингования и оценки индексов надежности компаний строительной отрасли.

Органам государственной власти и управления Российской Федерации во взаимодействии с ТПП РФ, Национальными объединениями, отраслевыми союзами, ассоциациями и организациями строительного комплекса следует организовать совместную работу по разработке действенной методики рейтинговой оценки, обеспечивающей получение максимально высокой степени объективности уровня конкурентоспособности компаний.

Без внедрения независимой оценки компании третьими лицами (не участвующими в решении конкретного вопроса) избавиться от коррупционных схем и некачественной реализации проектов будет довольно сложно, если не сказать, почти невозможно. Нужен независимый арбитр.

Внедрение подхода независимой рейтинговой оценки в систему государственных закупок может решить проблему использования предквалификационных отборов небольшими компаниями или государственными учреждениями. Например, если объект сложный или особо опасный, то заказчик обоснованно захочет увидеть среди участников конкурса компании с высоким уровнем конкурентоспособности. И ему достаточно будет прописать это в конкурсной документации. Такая возможность «фильтрации» оградит закупочную процедуру от недобросовестных участников, существенно снизит риски невыполнения контракта, а также послужит инструментом борьбы с необоснованным демпингом.

В настоящее время статистика показывает, что большинство расторгнутых контрактов приходится на контракты, заключенные в результате проведенных аукционов. Расторжение контрактов приводит к проведению повторных закупок и удорожанию стоимости проектирования и строительства, а также к неосвоению средств бюджетов и увеличению сроков проектирования и строительства. Внедрение независимого арбитра, хотя бы на этапе отбора конкурсантов, давно назрело для воплощения в жизнь. Иначе говорить о борьбе с коррупцией, повышении эффективности расходования бюджетных средств и улучшении качества строительства можно будет бесконечно, а наболевшие проблемы решены так и не будут.

Включение рейтинговых оценок в процедуру проведения государственных закупок поможет государству в борьбе с коррупцией, снизит издержки на предварительную оценку подрядчиков, повысит эффективность и качество государственных закупок и, как следствие, качество выполняемых строительных работ.


Эти и другие эффективные меры в совокупности помогут преодолеть сложные времена, а страна и отрасль выйдут из них модернизированными, конкурентоспособными и с наименьшими потерями в экономике.

Профессиональные услуги в сфере недвижимости от опытного инженера-строителя, Московский регион — glavgeo.ru / ancb_ru/analytics/read/1010